Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Беларусь – 2009. Часть VI: Прогулка по Минску.

В один из дней своего пребывания в Беларуси я решил совершить небольшую прогулку по главному проспекту города, а заодно проверить наличие в Центральном Универмаге своего любимого березового сока…

Так как моя гостиница располагалась возле железнодорожного вокзала, то и свой рассказ я начну с Привокзальной площади....

>

Всех приезжих Минск встречает своеобразными парадными воротами. Имеется ввиду две симметрично расположенные одиннадцатиэтажные башни, построенные в стиле сталинского ампира. Они были поставлены в 1953 году и с тех пор являются визитной карточкой города и одним из главных его украшений.

На тридцатиметровой высоте на каждой из башен установлены скульптуры, высотой более трех метров каждая. Всего по четыре скульптуры на башню: солдата, инженера, колхозницы и рабочего. В 70-х годах они были демонтированы, но сейчас воссозданы вновь, из силумина. И смотрятся очень хорошо.

          

В верхней части левой башни, если смотреть со стороны вокзала, установлены огромные часы, изготовлены они были в Германии, а в Минск попали после Великой Отечественной войны, в качестве трофея. На соседней башне красуется герб БССР, по диаметру такой же как часы, то есть около пяти метров.



Сквозь врата я вышел на улицу Кирова и вскоре подошел к Михайловскому скверику. Здесь в тени деревьев стоит скульптура босоногой девчушки под рваным зонтиком. Впервые я увидел ее около восьми лет назад и с тех пор по-своему влюблен в это художественное творение.

Симпатичное личико, завораживающий взгляд… до этого ни одна скульптурная работа не производила на меня такого впечатления. И есть что-то такое живое в этом творении, кажется, что девушка лишь на минутку остановилась и скоро опять продолжит свой путь… Точеная фигурка, легкое платьице, которое чуть развивается на легком ветерке, светлое открытое лицо… Только поистине талантливый автор мог создать такую великолепную скульптуру.



Так я и познакомился с творчеством замечательного минского скульптора Владимира Жбанова. Его работы – это малые скульптурные формы, как раз то, что наиболее близко человеку. Не эти огромные пафосные монументы, что любили ставить в советское время, но милая и добрая городская скульптура, которая все больше и больше набирает у нас популярность в последнее время. И не последнюю роль сыграл в этом и Владимир Жбанов.

В конце 90-х в Михайловском парке появились его первые работы. Так появилась «Дама на скамейке», затем «Прикуривающий».

С последним связана одна немного странная история. Дело в том, что скульптуру к своему 35-летию заказал довольно известный на то время белорусский кинопродюсер Владимир Голынский, сыгравший главную роль в фильме «Дела Лоховского» им же и спродюсированном. Многие говорили ему, что ты мол, памятник при жизни себе поставить задумал..? А он отшучивался, дескать, если что, на кладбище поставите…

Решили, что скульптурный образ будет представлять из себя этакого молодого человека стреляющего у прохожих сигаретку и стоящего на канализационном люке. И вот… Жбанов начал работу, но еще не успел ее полностью закончить, как Голынский погибает…

          

Скульптура долгое время лежала без дела, а потом ее решили установить в Михайловском скверике. Так и оказалась память амбициозного кинопродюсера посмертно увековеченной в бронзе… А на канализационном люке, на котором стоит «Прикуривающий» можно легко увидеть вензель с инициалами «Г.В.»

Ну а третьей скульптурой в скверике стала любимая мной «Девочка с зонтиком», это был отклик автора на трагические события на Немиге. В мае 1999 года возле минского дворца спорта проходило молодежное шоу, и вдруг, неожиданно началась сильная гроза. И двухтысячная толпа рванулась в переход станции метро. В образовавшейся давке погибло 53 человека, в большинстве своем молодые девушки 15-18 лет… Нелепая трагедия…

Вот и стоит скульптурка такой беззащитной девушки с дырявым зонтиком… И редкий гость или местный житель не попадает под ее очарование. Каждый находит что-то близкое себе, кто-то видит образы своей первой любви, а кто-то романтичную Ассоль, которая ждет своего капитана Грея…

          

Интересен и тот факт, что лепка велась с натуры, а моделью художнику послужила его младшая дочь Маша.

Сейчас скульптур Владимира Жбанова уже больше десятка. Это и уже описанная мной в предыдущем отчете «Коляска для губернатора» возле минской ратуши, скульптуры на Комаровском рынке. Много работ и за пределами Минска, в Гомеле, в Витебске. Большую известность приобрел «Звездочет» в Могилеве. Более того, скульптуры Жбанова появились уже и в Московской области в России и в Павлограде на Украине. И мне представляется, что интерес к работам этого великолепного мастера вполне заслужен.

Кстати, если будете в Минске, то непременно стоит обратить внимание на краснокирпичное здание, которое расположено недалеко от «Девочки с зонтиком», буквально не доходя десяти-пятнадцати метров, если идти от вокзала. К сожалению, на моих фотографиях его нет, но примечательно оно тем, что было построено еще до войны, а таких зданий в центре Минска сохранилось крайне мало.

Дело в том, что после Второй Мировой войны Минск лежал в руинах, центр города был разрушен практически начисто. Собирались даже переносить столицу в другой город, восстанавливать было слишком дорого. Но все-таки решились. Минск остался столицей, а здания составляющие ныне его облик это, в большинстве своем, здания построенные после войны в духе сталинского ампира.



И в чем-то даже Минску повезло, так как этот стиль просуществовал совсем недолго, уже сразу после смерти Сталина его осудили за излишнюю пафосность и монументальность, а верхом архитектурной мысли стали серые бездушные коробки, которыми вскоре застроили весь Союз.

И я каждый раз когда иду по центральным улицам города всегда любуюсь изящными и красивыми зданиями Минска. Каждое из них это индивидуальная работа, выполненная по индивидуальному чертежу, никаких типовых проектов.

          

Стиль явно подражает эпохе Возрождения, и хотя, прежде всего он должен был подчеркивать величие Империи, а Советский Союз был, в своем роде Империей, здания в Минске не столь монументальны как в Москве, хотя, безусловно, достаточно величественны.

Также интересны орнаменты на зданиях, советская символика которых, совершенно не режет глаза и даже не очень заметна, если не обращать на это специального внимания. Окошки украшены изящным декором. Колонны, портики, маленькие балкончики, деревянные двери… во всем чувствуется гармония и чувство стиля. Редкие сохранившиеся дореволюционные здания удачно вписываются в архитектурные ансамбли нового времени.



И находиться среди этих домов очень уютно, ведь каждый из них это своего рода шедевр, в каждый вложена душа мастера. А широкие минские проспекты служат еще большей гармонии в восприятии четырех-пятиэтажной сталинской застройки.

Так я прошелся по проспекту до Центрального Универмага, по дороге еще раз подивившись на шикарное здание КГБ Беларуси, больше похожее по своему виду на театр.



В универмаге я по старой традиции выпил стаканчик березового сока в буфете, моего любимого напитка с самого детства. Прикупил минских ирисок и небольшой кусочек бастурмы. Ну и не забыл про мороженное. В отличии от калининградского оно очень и очень вкусное. Более всего мне нравится эскимо «Каштан», которое всем и советую.



Когда я вышел на улицу, то день уже близился к своему завершению. Я присел на теплый бордюр здания неподалеку от входа и устроил себе небольшой вечерний ужин. Мимо проходили люди, совершенно разных возрастов, и молодежь, и степенный люд среднего возраста, и приезжие туристы. По проспекту проезжали машины и автобусы, мигали светофоры. На соседнем доме, на самой крыше, сидели птицы, обсуждая прошедший день на своем птичьем языке. И так было здорово находиться внутри этой жизни, среди прекрасной атмосферы этого замечательного города. И никуда не надо спешить, все проблемы где-то далеко, а ты здесь, и на сердце приятная легкость, а душа наполнена счастьем…

Предыдущие части:

Часть V: Минск. Остров слёз и Троицкое предместье
Часть IV: Минск. От библиотеки до Верхнего города
Часть III: Минск. Красный костел
Часть II: Минск. Площадь Независимости
Часть I: Минск. День первый
Предисловие: Краткий обзор
Tags: Беларусь, Минск
Subscribe
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Buy for 10 tokens
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments