Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Кровью гладиатора... Римский театр в Сиде (Турция, 2013).

Вы когда-нибудь замечали, что настоящие памятники архитектуры со временем становятся только притягательней? Даже какой-нибудь дом построенный в позапрошлом веке, и десятки лет не видевший ремонта порой в разы прекраснее новоиспеченного чудовища, ремонт которого забыли произвести в текущем году. Время как ничто другое способно остро обнажать как красоту, так и уродство. Но особенно притягательны архитектурные шедевры даже не прошлых веков, а прошлых тысячелетий, так как в них не только заложена красота внешних и внутренних форм, но и сила, дух, память минувших столетий. С энергетикой таких мест мало что в мире может сравниться. И сегодня я хочу рассказать об одном из таким мест. Это древний римский театр в турецком Сиде, театр, который когда-то был самым большим в Памфилии.

IMG_8351 rsn 900 shapka


Я уже рассказывал вам о нашей ночной прогулке, где мы впервые познакомились с архитектурными шедеврами Сиде античной эпохи. Теперь же мы хорошо выспались, перекусили славным турецким завтраком, пообщались с хозяином и его многочисленными котами и затем уже отправились покорять город. Ну а поскольку мы жили практически рядом с древним римским театром, то он и стал первым объектом нашего дневного исследования.

IMG_8326 rsn 900

Расцвет города Сиде пришелся на римскую эпоху, именно при римлянах он стал важной торговой и политической точкой Памфилии. Этот южный регион Малой Азии вошел в состав империи после 133 года д.н.э. Начался расцвет строительства. На то время римляне владели передовыми технологиями, они ограничили использование тесаного камня и повсеместно применяли бетон, который позволял возводить прочные конструкции за более короткое время и при меньших затратах рабочей силы. В которой, впрочем, римляне недостатка не испытывали, работорговля процветала. Да и римские легионеры были не только солдатами, но и строителями.

IMG_8337 rsn 900


IMG_8348 rsn 900


IMG_8386 rsn 900


IMG_8380 rsn 900

В 175 году нашей эры, во времена правления римского императора Марка Аврелия Антонина, который был также, по-совместительству, еще и философом, представителем позднего стоицизма, был возведен в Сиде огромный театр, который вмещал в себя до 18 тысяч зрителей. Колоссальное, даже по современным меркам, число. Это население небольшого города. Даже самые большие театры современности ограничены в 6-7 тысяч зрительских мест, а тут почти в три раза больше (фору древнему театру могут дать разве что современные стадионы). Притом, что строение театра позволяет всей этой толпе достаточно удобно разместиться, а акустика и сейчас позволяет слышать все, что произносится внизу с самого верхнего ряда.

IMG_8352 rsn 900


IMG_8363 rsn 900


IMG_8418 rsn 900

Что касается театра в Сиде, то он строился на эллинистической основе, как пишут в различных источниках, так что, возможно, здесь раньше и был небольшой холм. Тем не менее, большая часть уже римского сооружения держится за счет арочных крытых галерей. Структура также типична для театров того времени. Пространство зрительских рядов – театрон, разделен на две равные части диазомой (полукруглым проходом между верхними и нижними рядами). Вверху 29 рядов и столько же внизу. Понятно, что самые именитые и богатые римские граждане сидели ближе к орхестре, тому самому полукруглому пространству в центре, где происходило все действо. Сейчас мы бы назвали его сценой.

IMG_8392 rsn 900


IMG_8353 rsn 900

Но античная скена (откуда и произошло современное слово сцена) имела несколько иную функцию. Скеной называлось сооружение, которое подобно стене, находилось напротив зрительских рядов, и, как бы, срезало часть орхестры, из-за чего та образовывала неполный круг. На скену крепили различные декорации, если играли трагедию, то это обычно был какой-нибудь храм или дворец, если комедию, то простое жилище, если сатиру, то виды природы, пещеры, деревья. Здесь же, в скене, артисты переодевались, ждали своего выхода.

IMG_8356 rsn 900


IMG_8361 rsn 900

Уже в более позднее время часть действа из орхестры перешло на проскенион, небольшую выступающую часть скены с плоской крышей. Проскенион несколько возвышался над орхестрой. Но что касается римского театра в Сиде, то в то время гладиаторские бои были куда более популярны, чем трагедии и комедии греческих авторов.

IMG_8379 rsn 900


IMG_8374 rsn 900


IMG_8375 rsn 900

Это была эпоха императора Коммода, пришедшего вслед за Марком Аврелием Антонином в 177 году н.э. Император просто таки обожал гладиаторские бои, в это время проводились бои не только среди гладиаторов мужчин, но и среди гладиаторов-женщин, гладиаторов-карликов. Более того, сам Коммод сражался на арене, где провел 735 боев. И провинция не отставала от Рима, здесь также постоянно устраивались жестокие зрелища, это и обычные бои, и бои с крупными хищниками, и различные морские представления. Орхестра имела возможность наполняться водой и превращаться в, своего рода, бассейн.

IMG_8389 rsn 900


IMG_8391 rsn 900


IMG_8399-2 rsn 900


IMG_8411 rsn 900

Это было жестокое время, когда на арене умирали гладиаторы, когда рабов кидали, ради прихоти толпы, на съедение львам… И сейчас, когда стоишь на верхних ступеньках древнего римского театра картины прошлого на миг открываются перед тобой, и вот ты уже видишь заполненные ряды зрителей, рев толпы, скрежет мечей, раздающийся внизу, кидающихся на своих безжалостных противников львов, в безумном исступлении… Но еще миг и вновь пустота, жаркое полуденное солнце Турции и древние камни, память которых нам просто не дано осознать…

IMG_8413 rsn 900


Предыдущие части:

Стамбул в ноябре... Часть I
Стамбул в ноябре. Часть II: Султанахмет
Площадь Таксим после "турецкой весны"...
Прогулка по ночной Анталии
Прогулка по старой Анталии
Анталия (Kaleiçi Marina). Морская прогулка
Археологический музей Анталии. Часть I: Кувшины для костей и масла...
Когда оживают руины. Прогулка по ночному Сиде

Tags: Сиде, Турция
Subscribe
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Buy for 10 tokens
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments