Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Когда оживают руины. Прогулка по ночному Сиде (Турция, 2013).

Пока гуляли по Анталии, пока осматривали местный археологический музей, пока добрались до центрального автовокзала – на улице уже практически стемнело, а нам еще предстояло добраться до гостиницы в Сиде, где мы планировали переночевать. Благо автобусное сообщение в Турции развито превосходно и нам пришлось ждать автобус не более чем десять минут. Впрочем ждать это слишком сильно сказано, мы едва успели купить с собой в дорогу по бутылочке кока-колы…

Сложность состояла лишь в том, что Сиде это, по сути курортный пригород города Манавгат, и наш автобус направлялся именно туда, хотя и имел на табличке приписку «Сиде». Но как бы то ни было 75 километров пути пролетели практически незаметно, усталые от дневных впечатлений мы даже успели немного вздремнуть, и вот автобус останавливается на одном из поворотов и мы выгружаемся с нашими рюкзаками в темную анатолийскую ночь. Перекресток, горят несколько фонарей, никаких табличек… Где здесь искать этот самый Сиде…

IMG_8321 rsn 900 shapka

Мы еще не полностью отошли от дремоты и потому были несколько дезориентированы, лишь смутно представляя, что Сиде должен находится где-то на юге, а значит надо двигаться перпендикулярно трассе. На помощь пришел появившийся из темноты турецкий гражданин, который сходу решил поинтересоваться ищем ли мы отель в Сиде. Нет, ответили мы, отель мы не ищем, он у нас уже забронирован заранее, но ищем сам Сиде.

Мужчина улыбнулся и заверил нас, что в этом проблемы нет, он сам направляется в Сиде и скоро подойдет маршрутка. Так и получилось. Вскоре мы уже наматывали какие-то круги по турецким дорогам в слегка переполненном салоне. Но постепенно люди выходили на остановках, вышел уже и нас случайный попутчик, а маршрутка все везла нас в перед и нам лишь оставалось надеяться, что мы движемся в верном направлении.

Впрочем, когда за окном появились подсвеченные фонарями римские колонны и внушительного вида стены того же периода, все сомнения отступили – мы на месте. И мы были практически единственными кто вышел на этой точке маршрута. Пока еще в легкой прострации мы оглядывались по сторонам, слева от нас возвышался древний амфитеатр, а справа были какие-то домики, лавки и улица уходившая вглубь городка. При этом никакого, даже легкого, намека на присутствие туристов, город практически спал. На улице можно было заметить только местных жителей, да и тех было совсем немного.

Тем не менее именно у них мы уточнили дорогу и, так как расстояния в Сиде небольшие, а отель мы выбрали в правильном месте, минут через десять неспешных поисков мы подошли к нашей гостинице. Улочка была совершенно темная, но в окнах и на придомовой территории горели огни. Нас ждали.

Но ждали, надо признаться, без большой уверенности, что мы появимся. И если для Анталии ноябрь это лишь последний месяц сезона, то для Сиде таким месяцем был октябрь – в отеле мы оказались единственными постояльцами. Более того, как нам рассказал хозяин, многие другие отели уже закрылись полностью, до следующего сезона.

Хозяин отеля сварил нам по ароматной кружечке турецкого кофе и мы немножко посидели с ним в ресторане, где нам составили компанию многочисленные коты, которые здесь обласканы заботой и вниманием. У каждого своя отдельная мисочка с едой и так как она никогда не бывает пустой, то коты всегда довольны. Хозяин в них души не чает. И если вы также неравнодушны к кошачьим, то лучшего места в Сиде чем отель «Акася» вам не найти.

IMG_8284 rsn 900

Мы же, несмотря на то, что изрядно устали, решили еще немного прогуляться перед сном по ночному городу. Совсем немного отошли от отеля и увидели интересный проход в старой стене. За ним оказалось слабо подсвеченное пространство, где на всем протяжении можно было увидеть немые свидетельства римской эпохи в виде каменных блоков, остатков городских стен с колоннами, сохранившихся портиков, вдали же открывался вид на руины агоры и прочих древних построек. Было совершенно безлюдно и только чуть слышный шелест моря, незримо присутствовавшего где-то поблизости, не давал пространству раствориться в полной тишине.

Удивительное ощущение – оказаться в некоторой точке пространства, в практически абсолютной тишине, наедине с древними артефактами, возраст которых исчисляется даже не сотнями лет, а десятками сотен. Наверное именно в такие моменты начинает складываться ощущение, что камни что-то шепчут тебе, хотят о чем-то рассказать и надо только научится разобрать их тихий шепот. И именно в такие моменты безликие странички учебника истории, рассказывающие нам о древних цивилизациях, о Римской Империи, перестают быть безликими и мы отчетливо понимаем. Отчетливо как никогда, что ведь действительно все это было, и вот камни, стены, колонны, по шершавой поверхности которых можно провести рукой, вот они – живые свидетельства той эпохи. В которую также жили люди, также любили и ненавидели, грустили и радовались, и также иногда думали про себя: «А вот интересно, а какое оно, далекое будущее, что будет с нашим миром, скажем, через пару тысяч лет?».

А почти через две тысячи лет на этом месте будет теплая ночь, и этой ночью среди остатков камней и городских стен будет гулять пара. Она будет слушать шум моря, смотреть на звезды и думать о тех, кто жил здесь много веков назад…

IMG_8291 rsn 900

Затем мы покинули руины и вышли на небольшую улочку, также совершенно безлюдную. Магазины и лавочки были закрыты, торговые лотки покинуты и лишь огромные горы спелых гранатов, лежащих без какого-либо присмотра, говорили о том, что днем все изменится и улица оживет человеческим присутствием. Пока же она целиком принадлежала нам, только нам двоим. Да еще небольшой белой кошке, которая увязалась за нами и совершенно не желала покидать нашу компанию.

IMG_8293 rsn 900

Мы выбрали себе небольшой ресторанчик под открытым небом, нашли симпатичный столик с видом на морскую бухту и достали початую бутылочку восхитительного турецкого вина, купленного еще в Анталии. И я знаю, что даже по прошествии многих лет, я буду вспоминать эту ночь, как один из самых романтичных моментов моей жизни.

IMG_8298 rsn 900

Немножко отдохнув мы отправились гулять дальше. И сделав небольшой круг по городу вернулись к величественным стенам древнего амфитеатра, кстати довольно неплохо сохранившегося. Амфитеатр был возведен во II веке нашей эры, в римском стиле, что несколько нехарактерно для амфитеатров Малой Азии, но на эллинистической основе, так как ранее здесь уже была постройка. И амфитеатр производит изрядное впечатление, когда-то он считался самым большим в Памфилии и вмещал 15-18 тысяч зрителей.

IMG_8301 rsn 900

Впрочем, несмотря на то, что большинство сохранившихся античных построек в Сиде это сооружения римской эпохи начала нашей эры, сам город несколько старше. Уже в VII веке до нашей эры здесь обитали греческие переселенцы. Само же название Сиде, в переводе с анатолийского диалекта населяющих его когда-то жителей, означает «гранат». И действительно, столько огромных и сочных гранатов, как в этом небольшом городке, мы не видели нигде.

IMG_8304 rsn 900

Сиде многое повидал за свою историю, в разное время здесь владычествовали греки, персы, египтяне, македонцы, даже пираты на какое-то время превратили городок в свою вотчину, но наибольшего расцвета город достиг, вне всякого сомнения, во времена римского правления. И остатки его былого величия мы можем наблюдать по сию пору.

IMG_8316 rsn 900

Возле амфитеатра пролегает автомобильная дорога, вроде обычная, покрытая обычным же асфальтом. Только вот вдоль этой дороги тянутся строем римские колонны, дело в том, что в античном Сиде колонные улицы (как и вообще в римских городах) считались одними из важнейших городских артерий. В Сиде было нескольких улиц, одна из них шла от городских ворот и заканчивалась монументальной аркой (так называемые ворота императора Веспасиана), другая начиналась у амфитеатра и шла на юго-запад в сторону храма Афины, называлась она улица Гавани.

Сейчас обе этих улицы объединены в одну под именем Liman Cd. И сейчас, как и сотни лет назад эта улица важнейшая артерия города. Не на всем ее протяжении сохранились римские колонны, но когда-то они подпирали своды, защищавшие улицу от солнца, а по обеим ее сторонам шли многочисленные торговые лавки.

IMG_8313 rsn 900

Возле самих арочных ворот мы остановились надолго, кроме самой шестиметровой арки, которая также как и улица уже тысячи лет не меняет своего назначения, к воротам примыкает очень колоритный фонтан Веспасиана (иногда и ворота потому называют его именем). Вода подавалась по трубам из акведука, а сам фонтан был украшен коринфскими колоннами и статуями, которые стояли в нишах. Статуй сейчас внутри нет, но и без них комплекс фонтана и монументальной арки смотрится весьма достойно.

IMG_8323 rsn 900

Арочные ворота и стали последней точкой нашего маршрута, хотя много интересного открывалось перед нашим взором и дальше. Но и так, на дворе уже ночь, а впечатлений мы набрались надолго вперед, да и просто пора передохнуть перед завтрашним днем, который также готовил нам множество новых, не менее впечатляющих, открытий. Потому мы вернулись в наш уютный отель, поднялись в комнатку на втором этаже и мирно уснули.

Предыдущие части:

Стамбул в ноябре... Часть I
Стамбул в ноябре. Часть II: Султанахмет
Площадь Таксим после "турецкой весны"...
Прогулка по ночной Анталии
Прогулка по старой Анталии
Анталия (Kaleiçi Marina). Морская прогулка
Археологический музей Анталии. Часть I: Кувшины для костей и масла...

Tags: Сиде, Турция
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…