Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Беларусь. Холопеничи. Церковные руины и познавательная этнография...

На днях разгребал фотографии и наткнулся на несколько штук, представляющих, на мой взгляд, некоторый интерес. Как-то возвращаясь с родственниками из одной белорусской деревни, что возле замечательного озера Селява, мы проезжали через небольшой поселок Холопеничи, и из окна автомобиля я увидел руины какой-то старой церкви. И мы остановились на несколько минут, чтобы я смог сделать несколько снимков. Рядом с развалинами пристроилась еще одна церквушка, но на этот раз не каменная, а деревянная, и вполне себе действующая. Кроме церквей поселок оказался примечателен и еще одним фактом. Но обо всем по порядку.

P11200401 rsn 900


Сейчас Холопеничи небольшой городской поселок в Крупском районе Минской области. Жителей примерно тысячи полторы. А известен поселок аж с 1451 года, тогда еще просто местечко в Оршанском повете Великого Княжества Литовского, но с 1772 года, когда Орша в результате первого раздела Речи Посполитой перешла Российской Империи, Холопеничи становятся центром повета. Правда в 1793 году случился очередной дележ и весь оставшийся повет, вместе с поселком, также оказался под владычеством России.

Во времена ВКЛ в поселке был католический монастырь кармелитов, потом к нему присоединился доминиканский, перестроенный в 30-х годах прошлого века в Дом Культуры. Был и деревянный костел, сгоревший в середине 19 века. В 1712 году была построена униатская церковь. Когда же местечко перешло в руки Российской Империи, то католичество уступило свое место православию. И, как следствие, встал вопрос о постройке православной церкви. Сначала возвели деревянную, а затем, в 1863 году, на ее месте на казенные деньги была отстроена кирпичная, освещенная как церковь Успения Пресвятой Божией Матери.

P11200421 rsn 900

Церковь была большая, говорят, что до тысячи человек вмещалось. Два купола, семь колоколов на звоннице. Вся округа собиралась на великие праздники, здесь и венчались, и крестились… обычная религиозная жизнь. Но не долго все длилось. Церковь постигла почти та же судьба что и монастырь доминиканцев. Во время богоборчества 30-х годов она была закрыта. И вновь открылась лишь в 1941 году, во время немецкой оккупации. Гитлеровское командование считало полезным использовать ущемленные религиозные чувства жителей оккупированных территорий и ранее закрытые советскими властями церкви везде открывались заново, считалось, что это будет способствовать рождению духа коллаборационизма.

Так продолжалось до 1944 года, когда наступавшая Красная Армия издалека увидев высокие церковные купола, открыла по ним артиллерийский огонь, предполагая, что внутри храма могут укрываться немцы. В результате нескольких прямых попаданий снарядов церковь была значительно разрушена. И больше уже не открывалась.

hol

Памятник архитектуры ретроспективно-русского стиля продолжал разрушаться при полной поддержке со стороны местной и центральной власти. Стены церкви пытались разрушить тараном, но неудачно. Кладбище, где были похоронены клирики церкви, да и миряне, было уничтожено. Песок вывозился для строительных нужд, а косточки выбрасывались.

Времена поменялись, но церковь по-прежнему стоит в руинах. Понятно, что восстановление в первозданном виде потребовало бы колоссальных средств, а накоплений от пожертвований местных жителей явно недостаточно. Но разговоры о реконструкции возникают перманентно. Пока дело, в основном, ограничилось тем, что рядом была возведена новая деревянная церковь с тем же самым названием, в которой и проводятся все необходимые службы.

P11200411 rsn 900

И еще один интересный факт из истории поселка, о котором я хотел вам поведать. Дело в том, что в Холопеничах родился известный белорусский этнограф и фольклорист Адам Егорович Богданович, отец классика белорусской литературы Максима Богдановича. Есть в поселке и памятник именитому земляку, правда я лично посмотреть его не успел.

Адам Егорович родился в 1862 году, первые годы и детство прошло в Холопеничах. Потом он переехал в Минск, но родные места не забывал. Именно местные предания, история, фольклор послужили основой для его исследований. Которые, в свою очередь, оказали огромное влияние на поэтическое творчество его сына Максима.

P11200441 rsn 900

И напоследок мне хочется привести небольшой отрывок из книги Адама Богдановича «Пережитки древнего мировоззрения у белорусов». Раз уж общая тема поста связана с религией, то и отрывок будет близок теме. Адам Егорович, рассказывая о народных суевериях, касается и темы ведьм. Богданович пишет, что в Беларуси не было священной инквизиции, и потому всяческие сожжения не совершались в таких ужасающих количествах, как в Западной Европе, и не обставлялись так торжественно. Но и того, что было – более чем достаточно.

И приводит письмо управляющего имением графа Тышкевича: «Ясновельможный пан! С возвращающимися крестьянами доношу, что с вашего позволения сжег я шесть чаровниц: три сознались, а остальные – нет. Две из них престарелые, третья тоже лет пятидесяти, да к тому же одиннадцать дней они все просидели у меня под чаном, так, верно, и других заколдовали. Вот и теперь господская рожь в двух местах заломана. Я собираю теперь с десяти костелов святую воду и буду на ней варить кисель: говорят, непременно все колдуны прибегут просить киселя; тогда еще будет мне работа! Вот и г. Эпернетти, по нашему примеру, сжег женщину и мужчину… Этот несчастный ни в чем не сознался, за то женщина созналась во всем и с великим отчаяньем пошла на тот свет…»

Такие вот интересные времена были когда-то… Ну а я этим небольшим отрывком завершаю свое небольшое эссе на тему белорусского поселка Холопеничи. К другим интересным местам Беларуси мы скоро вернемся.

Tags: Беларусь, Холопеничи
Subscribe
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Buy for 10 tokens
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments