Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Калининград. Прогулка к Правой Набережной.

Как-то в один теплый сентябрьский денек я и моя подруга Женя решили немного побродить по городу и пофотографировать. Но вот где? Вопрос серьезный. И дело не в том, что в Калининграде недостаточно интересных мест, просто как-то уже почти везде были… хотелось чего-то нового. В общем, мы думали-думали и, наконец, придумали. Почему бы не прогуляться к причалу на Правой Набережной, интересный промышленный райончик. Так что, почему бы и нет?



Сказано – сделано. Вскоре мы уже были в бывшем Октябрьском районе. Один из пяти районов Калининграда, где я бываю достаточно редко. Оный район был образован в 1947 году, а в 2009 году вошел в состав Центрального, в рамках программы по уплотнению и объединению всего чего возможно, и чего невозможно.

Но если быть до конца точным, то мы находились в бывшем немецком промышленном районе Ратсхоф (Rathshof), который одним из последних вошел в состав Кёнигсберга, и первоначально был просто небольшим поселком для рабочих местного вагоностроительного завода.



Район был небольшой, но довольно интересный. Застраиваться он начал в самом начале прошлого века и застройка отличалась интересной концепцией. Понятно, что всяческая промышленная инфраструктура выносилась от центра елико возможно дальше. В 1907 году по инициативе Феликса Хейманна, директора вагонной фабрики «Штайнфурт», был образован поселочек для рабочих, и создавался он в рамках проекта «город-сад», то есть строились аккуратные симпатичные и полностью благоустроенные домики с собственными палисадниками. Руководил проектом строительный мастер Фриц Браер.

Строить их как-раз и стали там, где мы с Женей начали свою прогулку, это улицы Косогорная (бывш. Gerlach str.) и Харьковская (бывш. Kaponer str.). Правда пока места где мы проходили мало напоминали собой «город-сад», хотя деревья присутствовали, даже вполне симпатичный боярышник. Ну и еще имелись всяческие вагончики для строителей, тарзанки на деревьях, и стул, гармонично смотревшийся на фоне старого моста через железнодорожные пути.









Мы поднырнули под мост, местами изрисованный граффити, прошли мимо мирно беседующих граждан достаточно маргинальной внешности и вышли к той части улицы Харьковской, что примыкает к железнодорожной станции «Западный-Новый» (бывшая Bahnhof Rathshof).






На путях обитали различные цветные вагончики, в основном товарного назначения, но на деле, как выяснилось позже, стратегического…









И там же начиналась самая симпатичная часть улицы Харьковской, с не слишком высокими домиками, и двориками, где местные жители выращивают всяческие цветочки, где сушится на веревках белье и можно найти старые немецкие гидранты, оставшиеся в наследство от немцев.












На улице много деревьев и зелени, хотя возможно в пору жизни Феликса Хейманна ее здесь было и побольше, но все-таки какие-то отголоски прежнего «города-сада» уже можно было почувствовать.

Дома в Ратсхофе были дешевы, но все льготы распространялись в массе своей только на тех кто, так или иначе, числился среди работников фабрики. Квартиры были по три-четыре комнаты, кухня, прихожая, кладовки, ванная в подвале… Строились детские площадки, да и вообще старались создать елико возможный уют за минимально возможные деньги.












До самого конца улицы мы не дошли, а завернули за один из домов, и вышли на дворовые территории, примыкающие к железнодорожным путям. По дороге познакомились с местной живностью в лице симпатичной кошечки и толстого паука, расслабленно отдыхавшего на своей паутинке.






Зелени и цветочков стало еще больше, идем, никого не трогаем, фотографируем камушки, окошки, не забываем и о себе…















Проходим мимо местной жительницы, развешивающей белье, и замечаем на себе ее подозрительный взгляд. Но идем дальше, в сторону железной дороги, где как мы знаем всегда можно найти что-нибудь интересное.






Подошли, настраиваем камеру, и тут видим метрах в двадцати от нас железнодорожного работника и рядом с ним ту саму местную жительницу, что-то нашептывающую оному. Ага, сдала, как есть сдала! Небось, в молодости, доносы в КГБ на соседей писала, активистка доморощенная.






Так что нас не удивил вскоре раздавшийся окрик: «Молодые люди!..». Ну ладно остановились, поджидаем. Мужчина подошел, отдал честь, представился охранником железной дороги и стал допытываться о целях съемки на означенном стратегическом объекте. Ага, фотографируем, потом делаем чертежи и направляем весь пакет документов особо заинтересованным лицам… Шутю. На стандартный вопрос также стандартно отвечаем, съемка любительская, чтобы дома на компе смотреть.

Охранник предупреждает о недопустимости фотосъемки и рассказывает поучительную историю о том, как он на границе вот так же как мы фотографировал проезжающие составы (!) и его поймали пограничники, заломили руки и долгое время держали до выяснения…

Настороженно оглядываюсь, а ну как сейчас выйдут из ближайших кустов пограничники с собаками и повяжут нас с Женей. Шутка ли, всего через пятьдесят километров государственная граница с Польской Республикой…

В общем, мило пообщались с гражданином охранником, пообещали не нарушать покой стратегического объекта и двинулись дальше, в сторону моста.









Забрались на мост, и тут же грешным делом нарушили обещание, и сделали несколько кадров самого моста и несколько общих видов на пути. Жалко ведь было бы не показать.






Теперь мы шли по улице Вагоностроительной (бывшая Arndt str.). Как раз здесь и находятся основные корпуса Калининградского вагоностроительного завода, возведенного в этом месте Феликсом Хайманном, купившего в 1903 году здесь 90 000 квадратных метров земли. На ней и был построен завод, как отделение вагонной фабрики L.Steinfurt A.G., до того загрязняющей атмосферу в районе Вайдендамме (ориентир ул. Октябрьская). Фабрика старая, основанная еще в 1830 году Леопольдом Штайнфуртом. И выпускала не только всяческие вагончики и погрузчики, но даже небольшие пароходики, трамвайчики. Но в основном, все же вагоны. Только в 1899 году их было выпущено порядка 10 000 штук.



Сейчас же производство загибается, фабрика в основном сдает площади под аренду частным компаниям, и время от времени выпускает грузовые вагоны-самосвалы, электропогрузчики и электротележки. Так что период ее расцвета остался в далеком прошлом…






Вскоре мы вышли на Правую Набережную (бывш. Holsteiner Damm). Здесь открываются интересные виды на реку Преголю и морской торговый порт, что расположился на другом берегу.






Также любопытно посмотреть на огромное здание портового элеватора построенного в 1924 году, но основательно реконструированного в наше время. Вот сколько раз бывал в порту, столько раз любовался тем, как можно красиво подать промышленный объект.









На самом же берегу нас встретил Калининградский мукомольный завод, за воротами которого виднелся симпатичный старый немецкий домик.



Также на самом берегу высится своими семью этажами атмосферное здание старой вальцовой мельницы, аж 1890 года постройки. Здание сохранилось не полностью, и уже позднее обзавелось некоторыми достройками советского периода. Но большая часть все же достаточно аутентична.















Здесь мы устроили целый фотосет, уж очень колоритное местечко. И выглядит достаточно заброшено, чтобы создать нужную творческую атмосферу.












А чуть дальше находится причал, где отдыхало несколько корабликов. В этот раз мы туда не пошли. Но вообще мне раньше доводилось там бывать, правда всего дважды. Один раз мне надо было передать капитану РТМС судовую роль, и это был первый раз, когда моя нога ступила на борт большого морского судна.






А второй раз мы были вместе с папой. Знакомый папы работал на БМРТ и пригласил нас на судно в гости. Приехали, немножко походили по кораблю, пообщались. А на прощание получили в подарок множество селедки… Ее было так много, что мы даже не знали, как с ней быть… Насолили несколько ведер, нажарили… Как оказалось, жареная селедка очень даже вкусная.






Ну а наша с Женей прогулка подошла к своему завершению. И, наверное, стоит почаще выгуливать себя в таких вот небольших прогулках по не самым гламурным районам. Мне так, лично, очень понравилось.
Tags: Калининград, Калининградская область, РФ
Subscribe
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Buy for 10 tokens
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments