Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Казимеж: Синагога Рему и старое еврейское кладбище

Синагога Рему находится на улице Шерока, 40 (Szeroka), пожалуй, самой оживленной улице Казимежа, здесь всегда много туристов и здесь же находятся самые модные рестораны и кафе еврейского квартала. Опознать же синагогу можно по небольшой браме с надписью на иврите, в переводе означающая примерно следующее - «новая синагога Рему, блаженной памяти». Синагога находится внутри небольшого дворика и является одной из старейших в Кракове, время ее основания датируется 1556 годом. И сейчас это регулярно действующая синагога являющаяся центром религиозной жизни краковских евреев.



Вход стоил пять злотых, стандартная цена. Но правила поведения имеют свои отличия. Так как синагога действующая, то при ее посещении обязательно необходимо надеть еврейскую шапочку, ермолку. Они лежат специальной кучкой и можно выбрать шапочку на свой вкус, расцветки существуют самые различные.

Вообще-то выбор ермолки (по одной из версий название происходит от слов на иврите йерэ ме-элока и переводится как «боящийся Бога») не такое простое дело, расцветка и фасон часто определяют носителя как представителя того или иного религиозного направления в иудаизме. Но в нашем случае все гораздо проще, надевая ермолку, или, как ее еще называют, кипу, мы просто выражаем уважение к еврейским традициям.

Итак, шапочка выбрана, денюжка уплачена, проходим внутрь. Молельный зал синагоги оказывается очень маленьким, можно даже сказать тесным. Часть помещения занято металлическими лесами, возможно, проводится ремонт, а может просто затянувшаяся реконструкция. Впрочем, синагоге она бы не помешала, так как здание довольно сильно обветшало, и привести его в порядок было бы неплохо.

Но это совершенно не умаляло моего любопытства, было очень интересно своими глазами посмотреть изнутри на синагогу, где службы совершаются регулярно, а не только по большим праздникам.



Название синагоги происходит от акронима сына ее основателя – Рему, раввина Моисея Иссерлеса (его отец Израэль бен Иосиф), ученого, талмудиста, правоведа и непререкаемого авторитета для евреев того времени. Раввин Моисей изучал не только Тору и кабалистику, но также интересовался и историей, философией, астрономией. К его могиле, а похоронен он на кладбище при синагоге, до войны каждый год приезжали тысячи паломников. Известен раввин и своими потомками, так, среди них, например, известный композитор Феликс Мендельсон.

Также синагогу иногда называют «Новой», в противовес «Старой», так как Рему это вторая синагога построенная в Казимеже, разрешение на ее основание было получено у короля Сигизмунда II Августа.

Изначально синагога строилась, по всей видимости, как семейный молельный дом, о чем свидетельствуют ее небольшие размеры. Сначала синагога была построена из дерева, но после пожара в 1557 году ее перестроили заново, в этот раз из кирпича. Руководил строительством краковский архитектор Станислав Баранек.

Затем в синагоге постоянно происходили перепланировки, она постоянно перестраивалась и надстраивалась, к ней пристраивались различные новые элементы, менялась конструкция крыши, пока, в конце концов, она не превратилась в архитектурный капустник наблюдаемый нами сейчас.



Во время Второй мировой участь синагоги была такой же как и у прочих, разграбление и превращение в склад, хранилось противопожарное оборудование, а также мешки для трупов…

В 1945 году синагога вновь открывается для богослужений, а впериод с 1957 по 1968 в ней проводятся реставрационные работы, ремонтируются стены, наносится новая штукатурка, ведутся дренажные работы, по довоенным фотографиям восстанавливается бима.

В 1968 году синагогу посещает кардинал Кароль Войтыла, будущий римский папа Иоанн Павел II, в 1992 году визит наносит президент Израиля Хаим Герцог, а в июне 2002 синагогу почтил своим присутствием Чарльз Филипп Артур Джордж Маунтбеттен-Виндзор, известный нам как принц Чарльз.

Внутри, как я уже говорил, довольно тесновато. К тому же вместе со мной в синагогу проникли еще несколько посетителей, некоторые расселись на скамеечках, и было похоже, что они даже молились, другие же, как и я, рассматривали интерьеры молельного зала.






По центру зала располагалась кованая металлическая бима, за ней, в самом конце, арон а-кодеш, слева от которого примостился прилюбопытнейший шкафчик с различными старыми книгами, полистать которые было бы крайне интересно.









На стенах висели различные таблички и надписи, но особенно интересна была одна большая мемориальная таблица с маленькими лампочками напротив имен, написанных на иврите. Как я понял, лампочку напротив имени зажигают в годовщину смерти, таким образом, поминая усопшего.






Также интересными мне показались светильники в синагоге, часть была выключена, да и вообще они были довольно запущены, но, тем не менее, привлекали внимание.






В общем я немного побродил, пофотографировал, вышел из синагоги и уже было намылился уходить, как меня останавливает смотритель. Мол, любезнейший, а как же старое кладбище? Разве не интересно посмотреть? А я, грешным делом, и не знал, что оно тут имеется…

Смотритель открыл в стене калитку и пропустил меня на территорию кладбища. Там уже находилось несколько человек осматривающих сие мрачное место.



Кладбище, как оказалось, одно из старейших в Европе, и старейшее в Кракове. Здесь покоятся и раввин Моисей Иссерлес, и Исаак Якубович – основатель синагоги Исаака, а также многие другие именитые евреи.

Первые захоронения здесь начались в 1552 году, а закрыто кладбище было в 1800, хотя захоронения продолжались еще почти до середины века.






Во Вторую мировую войну кладбище было разрушено и превращено в свалку, многие надгробные плиты были вывезены и использованы при строительстве брусчатки. Нетронутыми остались всего 10-20 надгробий, и среди них, удивительное дело, надгробие раввина Моисея Иссерлеса. Говорят, что по какой-то неизвестной причине фашисты не решились его уничтожить, хотя совершенно непонятно, что могло их остановить.






В 1959 году кладбище начали восстанавливать, проводились археологические раскопки, использованные ранее при строительстве дорог плиты возвращались на свои места. Вновь устанавливались найденные саркофаги и надгробия, а те кусочки, которые были слишком малы или которые было сложно идентифицировать монтировались в стены кладбища.






Сейчас кладбище приведено в надлежащий вид, на многих саркофагах и плитах лежат камушки, старая еврейская традиция. Знак того, что они не забыты и посещаются. Приносить цветы как-то не принято и мне лично кажется, что так оно лучше. Чем тащить огромные пафосные венки, или даже просто букетики, которые затем все равно умрут и превратятся в сухие некрасивые веники. Еще одно угасание, еще одна смерть. А приносить пластмассовые цветы тоже не то, в них нет жизни, они не естественны. В то время как камушек это часть природы, часть вечности…



На этом я завершаю отдельные рассказы о синагогах Казимежа и следующие отчеты будут посвящены, главным образом, другим темам.

Предыдущие отчеты по теме:

Казимеж: Синагога Исаака
Казимеж: Синагога Темпель
Казимеж: Еврейский квартал Кракова
Tags: Казимеж, Краков, Польша
Subscribe
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Buy for 10 tokens
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments