Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Казимеж: Синагога Исаака

Гуляя по уютным улочкам Казимежа я увидел во дворике одного из зданий табличку с буковкой “i”, международный знак означающий информационный центр. Ну как тут не зайти, тем более, что за предоставляемую информацию в таких центрах, как правило, денег не берут. Да и здание оказалось не совсем простым, это была синагога Исаака, вторая из тех, что встретились на моем пути.



Зашел, и оказался в полупустом помещении, голые стены, тусклый свет, и только небольшой стол у края стены мешает полной пустоте. За столом сидела полячка, изучавшая нечто на мониторе.

Никаких буклетиков, карт, и прочих благ, кои неизменно должны присутствовать в информационном центре вокруг не наблюдалось. Несколько растерянно осматриваюсь и думаю, чтобы такое спросить… В конце концов интересуюсь, нет ли у них карты на которой были бы обозначены все синагоги Казимежа. Теперь, в свою очередь, немного растерялась полячка. Нет… говорит, такой карты нет, только в компьютере… Но тут же оживилась и сообщила, что она может мне ее распечатать. Отлично.

Женщина убежала в соседнюю комнату и вскоре вернулась с листиком формата А4 на котором имелся небольшой план местности с искомыми синагогами. Беру и задаю следующий вопрос, можно ли посмотреть эту синагогу. Да, конечно. Цена вопроса – 5 злотых.

Что интересно, в Интернете пишут, что в синагоге сейчас развитый культурный центр, показывают фильмы, организуют множество мероприятий, можно заказать экскурсии, проходят фотоэкспозиции… В общем ничего этого не видно, пустенько, тихо, скромненько, даже брошюрок никаких нет…

Но сама синагога интересна и без всего этого, недаром в свое время она считалась одной из самых впечатляющих синагог Казимежа. Сейчас все несколько по другому, но тем не менее.



Я прошел в молельный зал и сразу почувствовал особую атмосферу смеси истории, пустоты и искусства. Белые стены со старыми фресками, старые деревянные скамейки несколько контрастирующие со светлыми тонами вокруг и черно-белые квадраты пола, напоминающего шахматное поле.






Основателем синагоги является Исаак Якубович, который был председателем еврейской общины. Он получил разрешение на строительство у короля Владислава IV и несмотря на препятствия со стороны католиков сумел в период с 1638 по 1644 год построить синагогу и затем торжественно ее открыть. Архитектором же выступил итальянец Джованни Тревано.

Кстати существует любопытная легенда, которая повествует о том, что Исааку Якубовичу приснился сон, в котором таинственный голос сказал ему, что в чешской Праге, под каменным мостом запрятано великое сокровище. Исаак отправился в путешествие в Прагу, но нашел мост окруженным солдатами, поэтому что-либо искать не представлялось возможным. И он рассказал о своем сне одному из солдат, тот же в ответ рассмеялся и рассказал, что ему тоже приснился странный сон о том, что есть некий Исаак Казимеж у которого дома за печкой есть огромный клад. Исаак вернулся домой и действительно нашел у себя за печкой спрятанное сокровище. И вот будто-то бы на эти самые деньги и была построена синагога.

Правда уже в 1656 году синагога была впервые ограблена, во время прихода шведов в Краков, а в 1679 году случилась эпидемия чумы, и смотрители синагоги спасаясь от болезни покинули Казимеж, а вместе с собой вывезли и некоторые ценные реликвии и вещи, лишь малая толика которых затем вернулась обратно.

Затем жизнь протекала относительно спокойно, в девятнадцатом веке прошла реставрация, а в 1924 году к синагоге была пристроена лестница с балюстрадой, которую мы можем наблюдать и сейчас.






Синагога была построена из кирпича, в стиле позднего барокко, но с минимумом внешних украшений, чтобы ничего не говорило о богатом внутреннем убранстве.

Молельный зал имеет размер 17 на 12 метров, и высота до потолочных сводов 14 метров, которые богато украшены геометрическими рисунками, проект разработанный, по основной версии, Джованни Фалькони.









В западной части прямоугольная прихожая, из которой я и попал в молельный зал, а над ней галерея для женщин с аркадой из пяти арок выполненных в стиле Ренессанса с тосканскими колоннами.






На стенах зала множество фресок с литургическими текстами и декоративным обрамлением. По большей части они были обнаружены уже в 90-х годах прошлого века, в ходе проведения реставрационных работ. Старейшие фрески датируются временем основания самой синагоги.






В восточной части находится Арон а-кодеш, синагогальный ковчег, его закрывает штора на которой имеется изображение этого же ковчега в том виде, какой у него был, по всей видимости, до войны.



Вторая мировая война принесла синагоге множество разрушений, ценности были разграблены, интерьеры порушены, была уничтожена и кованая беседка, бима, которая находилась в центре зала. Здесь разворачивались свитки Торы и читались священные тексты во время служб.






Представителю еврейской общины, Максимилиану Редлиху, фашисты приказали сжечь все свитки. Редлих отказался, за что был расстрелян перед входом в синагогу.

А в самой синагоге фашисты через некоторое время открыли театр, который функционировал до конца войны. А после войны синагога стала использоваться как склад. В 1946 году католическая церковь планировала переоборудовать синагогу в костел, некоторое время над полуразрушенном Ароном а-кодешем висит крест.

Но еврейская общественность успела вовремя вмешаться и не дала возможности осуществить эти планы.

В 50-х годах двадцатого века в синагоге расположился Союз польских художников и дизайнеров, которые открыли в ней студию скульптуры, просуществовавшую до 1969 года. Затем синагога была заброшена, а в 1981 году еще и сильно пострадала от пожара.

Еврейская община Кракова получила синагогу обратно только в 1989 году. С этого времени стали проводиться обширные реставрационные работы, были обнаружены уникальные фрески семнадцатого века с молитвенными текстами. А в 1997 году синагогу открыли для посещения.



С этого времени мы и имеем возможность беспрепятственно любоваться интерьерами этой синагоги, чем я и не преминул воспользоваться в году 2011-м. Самое интересное, что я бродил по полупустому молельному залу в полной тишине и одиночестве, что несомненно способствовало особому настроению, порой даже можно было почувствовать дыхание семнадцатого века, чуть прикрыть глаза, коснуться рукой холодных стен… и вот время начинает обратный отсчет перенося пространство в минувшие столетия…

Следующий отчет будет об одной из самых старейших синагог Казимежа – Рему и примыкающему к ней еврейском кладбище.

Предыдущие отчеты по теме:

Казимеж: Синагога Темпель
Казимеж: Еврейский квартал Кракова
Tags: Казимеж, Краков, Польша
Subscribe
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Buy for 10 tokens
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments