Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
Алексей Певнев
ren_ar

Тайны средневековых праведниц... (Большой бегинаж, Лёвен, Фландрия).

XIII век выдался непростым… Европу раздирали бесконечные междоусобные войны, шел передел земель и сфер влияния. В то же время церковь продолжала подстрекать феодалов на борьбу с неверными и еретиками, крестовые походы продолжались один за другим – четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой… А также альбигойский крестовый поход, организованный против религиозного течения катаров. Только во время альбигойских войн было уничтожено порядка миллиона человек. А сколько погибло в прочих войнах того времени? Практически бесчисленное количество людей. И преимущественно, конечно, мужчины. Что же оставалось делать женщинам?

IMG_7147 rsn 900 shapka


Роль средневековой женщины была совершенно незавидной. Мужья, сыновья, возлюбленные уходили на войну и не возвращались. Даже девушки благородных кровей не могли найти себе женихов. И вот, чтобы как-то упорядочить свою жизнь, придать ей смысл, облегчить свое существование и найти опору, женщины стали объединяться в совместные общины. В те времена религия присутствовала практически во всех сферах жизни и совсем не удивительно, что эти общины стали носить религиозный характер. Да и религия это всегда, своего рода система, порядок – то есть именно то, к чему стремились потерявшие смысл в жизни женщины. Лишь в религии они могли найти покой, и лишь в единении безопасность.

2.
IMG_7128 rsn 900

Многие стремились попасть в уже существующие монастыри, присоединиться к различным монашеским орденам. Но часто терпели в этом неудачу, монастыри были переполнены, да и женщина в те времена часто рассматривалась как источник зла, способный отравить любую благочестивую душу. Потому несчастным приходилось создавать собственные общины и жить по собственному укладу, часто близкому к монашеству, но отнюдь не тождественным ему. Именно так и зародилось в XII веке религиозное движение бегинок, получившее массовое распространение в Нидерландах к XIII веку.

3.
IMG_7126 rsn 900

Бегинки селились компактно, часто на окраине городов, где строили себе дома. Порой такой квартал, называемый бегинаж, образовывал целый город в городе. И ярким примером такого городка является бегинаж в бельгийском Лёвине, не случайно называемым большим. Этот необычайно квартал, вместе с другими фламандскими бегинажами, что сохранились до наших дней, в 1998 году был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

4.
IMG_7133 rsn 900

Первое упоминание о бегинаже в Лёвине отходит к 1232 году, но известный фламандский историк Юст Липсий (о котором я упоминал в одном из прошлых постов), относит возникновение поселения бегинок к 1205 году. И это одно из крупнейших поселений такого типа во Фландрии. Квартал насчитывает около ста домов, расположенных вдоль узких улочек вокруг нескольких площадей. Когда-то здесь проживало несколько сотен представительниц религиозной общины. Бегинаж также делится на три района протекающей здесь рекой Диль, через которую перекинуто несколько мостов.

5.
IMG_7136 rsn 900

Место очень красивое, настоящее царство красного кирпича. Построек XIII века, конечно, не сохранилось, но есть несколько домов (вроде как пять) оставшихся от века XVI-го. Остальные дома и домики это уже XVII век и более поздние. Но дух средних веков здесь ощущается по сию пору. Хотя и бегинок сейчас здесь уже нет, говорят, что последняя, из проживающих в Лёвене, умерла в 1988 году. Сейчас бегинаж принадлежит Лёвенскому католическому университету.

6.
IMG_7138 rsn 900


7.
IMG_7139 rsn 900

В Большой бегинаж мы завернули во время велосипедной прогулки по городу, организованной для нас принимающей стороной. Вообще по бельгийским городам, особенно провинциальным, гораздо удобнее передвигаться на велосипедах. Здесь этот вид транспорта в почете. Но о самой прогулке я расскажу в следующем посте, а сейчас вернусь к средневековым бегинкам. И чуть подробнее остановлюсь на укладе их жизни и нравах того времени.

8.
IMG_7151 rsn 900


9.
IMG_7142 rsn 900


10.
IMG_7183 rsn 900

Как я уже говорил бегинки жили по укладу близкому к монашескому, они молились, вели благочестивый образ жизни, помогали больным и страждущим, воспитывали сирот, занимались миссионерством. Но как такового строгого устава у них не было, к официальной церкви их движение не принадлежало. Бегинки имели право в любой момент покинуть общину. Что довольно часто и случалось, если женщинам удавалось найти себе мужа. Если же что-то в мирской жизни шло не так, то также не было особых препятствий к тому, чтобы вернуться в общину. Наверняка такие удобные правила вызывали зависть и неприязнь во многих монашеских орденах официальной церкви.

11.
IMG_7154 rsn 900

Каждая община самостоятельно устанавливала для себя правила, а также выбирала лидера или, если ее можно так назвать, настоятельницу. Женщины занимались ремеслами, плели кружева, выполняли другую работу, тем самым зарабатывая себе на существования. Иногда бегинажи получали неплохой доход за счет наследств, которые одинокие бегинки оставляли в пользу общины, и разных пожертвований. Не удивительно, что при таких условиях движение бегинок в XIII-XIV веках приобрело довольно большую популярность.

12.
IMG_7155 rsn 900


13.
IMG_7158 rsn 900


14.
IMG_7159 rsn 900

Но вместе с популярностью для одной стороны общества росла и неприязнь со стороны другой. Бегинки хотели все большей самостоятельности в вопросах веры, но были вынуждены постоянно взаимодействовать со священнослужителями. В конце концов в среде бегинок зародились сомнения в необходимости посредников в деле общения с Господом. Многие стали считать, что душа может объединиться с божественной, принять в себя волю Бога без лишних институтов, напрямую. Это не могло не насторожить официальную церковь, так как все это ставило под сомнение ее авторитет. Более того вызывала много вопросов и миссионерское движение бегинок.

15.
IMG_7163 rsn 900

Если в начале среди благочестивых женщин преобладали дамы из довольно обеспеченных семей, то в период расцвета движения общины все больше наполнялись людьми из самых бедных слоев общества и, порой, бегинские проповедницы не имели никакого церковного образования. И вследствие этого очень часто то, что они проповедовали граничило с ересью в глазах церкви.

16.
IMG_7164 rsn 900

Ордена францисканцев и доминиканцев, ранее благосклонные к бегинкам, теперь рассматривали в совершенно новом ключе. А для доминиканцев, к которым перешло ведение инквизицией, даже нашлась работа. Так, например, уместно вспомнить об известной монахине-бегинке Маргарите Поретанской из Парижа, одной из первых писательниц средневековья. Ее книга «Зерцало простых душ», где она описывала способы прямого объединения с Богом, завоевала многие умы. И церковь рьяно ринулась на борьбу с подобной ересью, в 1306 году найденные рукописи сожгли, затем, в 1309 сожгли те книги, которые избежали сожжения в первый раз, и, наконец, в 1310 году в Париже на Гревской площади сожгли саму Маргариту.

17.
IMG_7165 rsn 900

Кроме всего прочего деятельность Маргариты сближали с деятельностью Братства свободного духа, даже считалось, что она напрямую была с ними связана. А братство пропагандировало свободное отношение между полами и практиковало свободную любовь. Впрочем, проблемы с благочестием, у многих праведниц, безусловно имелись. Да и как могло быть иначе, когда кроме прочих важных дел у многих бегинок стояла важная задача найти себе мужа, что не противоречило правилам общины. Мужа получалось найти не всегда, а любви, и иногда, плотской, хотелось... В замкнутом обществе, даже таком условно открытом, как у бегинок, всегда так или иначе прорастают людские пороки, в том или ином виде. Поэтому обвинения со стороны Рима не всегда были беспочвенны.

18.
IMG_7168 rsn 900

Но другое дело, что и среди монахов официальной церкви праведников было не больше, а учитывая более строгие порядки и уставы может даже и меньше. Показательна картина известного голландского художника XVI века Корнелиса Корнелиссена «Монах и бегинка», написанная им в 1591 году. Впрочем, опять же, стоит заметить, что среди людей, так или иначе, связанных с верой имелись и действительно благочестивые, искренне верующие люди.

19.
IMG_7173 rsn 900

Таким образом переодически деятельность бегинок оказывалась под полным запретом и они подвергались преследованию. Тем не менее общины сохранялись, а в XVII веке многие из них, как например и Большой бегинаж в Лёвене, пережили период повторного расцвета. В период с 1650 по 1670 здесь проживало порядка 360 бегинок, в этот же период была построена и большая часть сохранившихся строений.

20.
IMG_7170 rsn 900

Закат Большого бегинажа пришел вместе с французскими революционерами, не отличавшимися большой религиозностью. Комиссия по социальному обеспечению преобразовала бегинаж в богадельню. Бегинкам разрешили остаться, но часть комнат и пустые квартиры отдали нищим, больным, старикам. Что, конечно, не могло не привести к тому, что дома к середине XX века оказались в крайне плачевном состоянии. У людей, долгое время проживающих в них, не было средств даже на простейший ремонт.

21.
IMG_7179 rsn 900


22.
IMG_7172 rsn 900

В конце концов территорию бегинажа решили отдать под застройку, но вмешался Лёвинский университет, который попросил, чтобы территорию отдали ему. И в 1960-1980 годах силами университета была выполнена реконструкция. Бегинаж вновь заиграл живыми красками, а мы получили возможность гулять по этим замечательным улочкам с настоящей живой историей. Бегинок, правда, сейчас за стенами не найти. В домах разместился кампус, а часть строений отдано для гостей университета.

23.
IMG_7135 rsn 900


Предыдущие отчеты:
Первое знакомство с Бельгией. Городок Хугарден и ланч в местном ресторанчике.
Почти домашнее пиво. Посещение минипивоварни Nieuwhuys в Хугардене.
Эксперименты бельгийского фермера. Посещение пивоварни Hof Ten Dormaal
Вечерний Лёвен и ужин по-фламандски.
Прогулка по ночному Лёвену
Магия настоящего вкуса... (Пара слов о бельгийском шоколаде)
Брюссельский пивной фестиваль 2014. Часть I: Парад пивоваров
Брюссельский пивной фестиваль 2014. Часть II: Самые интересные моменты



Поездка организована офисом по туризму Фландрии и Брюсселя

1231698_original


Tags: Бельгия, Лёвен, Фландрия
Subscribe
promo ren_ar april 7, 2013 16:53 53
Buy for 10 tokens
Автомобильные дворники порой не справлялись с потоками дождя, но мы продолжали наше движение на юг. За окном проплывали кубинские пейзажи, какие-то домики, велосипедисты, то и дело мимо проезжали бьюики и кадиллаки, близость от Гаваны, конечно, сказывалась. Порой казалось, что мы необъяснимым…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 52 comments